m_sarbuchev (m_sarbuchev) wrote,
m_sarbuchev
m_sarbuchev

Category:

Отповедь шарлатанам

(наброски к новому изданию доработанному и дополненному)

В современной «тюркологии» бытует мнение, что русские фамилии имеют, притом массово, тюркские корни. «Авторитетный» исследователь Альфред Халиков в работе «500 РУССКИХ ФАМИЛИЙ БУЛГАРО-ТАТАРСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ» последовательно проводит мысль, что если уж набралось столько, притом не просто фамилий, а дворянских фамилий, которые, по его мнению, имеют тюркские корни, то можно не сомневаться, что русская элита практически была создана "татарскими" мурзами и ханами. То есть собственной дворянской элиты у русских не было и быть не могло. Ему вторят множество доморощенных «тюркологов» у которых уже счет идет на тысячи. Однако при минимальном анализе вся эта афера, а иначе назвать данное направление «тюркологии» просто нельзя. рушится как карточный домик. В работах таких «тюркологов» очень часто используются натяжки, как достоверные, и более того, единственно возможные, приводятся весьма сомнительные этимологии, истинные словоформы подменяются созвучиями, а порой они не гнушаются и прямым подлогом и подтасовкой фактов. Что же, идея «Великого Турана», видимо, того стоит, но давайте все-таки попытаемся разобраться что к чему. Отбросив Абубякяровых, Абумайловых, Астрединовых, Ахметовых, включенных в «исследование» как не имеющих серьезных оснований считаться русскими частотнми фамилиями, обратимся к таким более привычным для русского уха Булгаковым, Балашовым, Мичуриным и пр. «Тюркологи» смело выводят фамилию автора «Мастера и Маргариты» от тю134420021рко-татарского «булгак» - гордый человек. (Баскаков «Русские фамилии тюркского происхождения». М. 1979, с. 49 — 50). Ну разумеется, «тюрки» другими быть не могут, это русские «быдло и рабы». Но вот обратимся к Толковому словарю В.И. Даля, может быть он предложит какие-то более очевидные трактовки? Действительно так. Живой великорусский язык оказывается содержит слово: «БУЛГА», причем слово это как диалектное встречается на огромном пространстве современной России от Белого до Черного морей. Важно, что это именно диалектизм, то есть слово исконное и очень древнее, оно не могло быть «привнесено» завоевателями, ну разве что они имели бы медийные возможности сопоставимые с современными. Итак: Булга – сущ.ж.р., симб. склока, тревога, суета, беспокойство. От него образуется глагол Булгатить, булгачить, который также отмечен в твер., пенз., влад. Губ. (тревожить, беспокоить, будоражить, полошить, баламутить). Что ты, попустому, народ булгачишь? Пожар всех взбулгачил. Набулгачил, да и был таков. Булгачить или булдачить. Таким образом «Булгак» - от глагола «булгачить» - хулиган, баламут. Может ли такое слово послужить основой для прозвища? Безусловно. В нижегородской это слово имеет значение «занимающийся промыслом живодеров, кошкодавов, собачников, выменивая шкурки на мелочи, на щепетильный товар» - синоним - маклачить, маячить. -ся, суетиться, метаться, тревожиться, суматошиться. Полно булгачиться, сиди смирно. Чего досвету взбулгачился? Булгаченье ср. действие по гл. Булгатня жен. суматоха, склока, тревога. Булгачный, лучше булгачливый человек или булгатник муж. -ница жен. булгатень муж. кто булгачит, суматошит. Бугач муж. то же, булгатень; род рыбачьей сети, подтинник, возмиха: ее тянут на двух лодках, по омутам, волоча кошелем по дну.(Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866). Почему такая разветвленная и укорененная в русском языке этимология отметается напрочь «тюркологами»? Почему бы, воспользовавшись бритвой Окама не отсечь менее вероятное решение в пользу более вероятного? Потому что оно противоречит основной идее исследования – доказать, что вся русская элита тюркского происхождения. Причем, для того, чтобы доказать это «тюркологи» идут на уже откровенный подлог. Так берется некий Никифор Иванович Булгаков, упоминаемый при Иване Грозном как есаул в Казанском походе 1544 года ; и воевода (завидная карьера!) в шведском походе 1549 г (вообще-то если он участвовал в походе на Казань уже его «тюркские» корни представляются весьма сомнительными) ну тут не важно сам Никифор Иванович украл пальто или у него украли – главное дана четкая связка – «татары-Булгаков», а кто там кого воевал – дело темное. В литературе также упоминается и Пётр Андреевич Булгаков, также участник казанского похода, но уже 1552 г., а вот дальше – замечательная фраза кочует из источника в источник «служил в войске, предводимом бывшим царём казанским Шиг-Алеем». Ну. Раз в войске, предвидимым «татарином», то, конечно же и сам «татарин». Но тут возникает маленькая неувязочка. Опустим пока вопрос о том, насколько Шиг-Алей являлся «тюрком» и «монголом» - есть на то основания. Но не они сейчас предмет наших исследований. Дело в том, что этот загадочный Шиг-Алей был, можно сказать перебежчиком из стана казанцев и командовал московскими полками. Шах-Али хан (царь Шигалей, тат. Şahğali, Шаһгали, شاه علی‎; ) личность весьма известная в современной татарской культуре, пожалуй, не менее известная и знаковая, чем в современной русской - генерал Андрей Власов. Как известно, Московско-казанская более, чем 100-летняя война шла с переменным успехом и в ней были попытки дипломатического давления. Таким образом, постановка Шах-Али на Казанском престоле произошла именно по настоянию Москвы. Он был, как бы мы сейчас сказали, марионеткой Москвы, (даже Карл Маркс уделил ему немного внимания называя «русским ставленником») фактическим правителем Казани при нем был русский посол воевода Федор Карпов. Такое положение, конечно же, не устраивало казанцев и весной 1521 г. Шах-Али был свергнут. Герберштейн, посетивший Москву в 1526 году, видел Шах-Али на великокняжеской охоте. Царь Шах-Али везде находился по правую руку великого князя Василия. В татарской историографии имя Шах-Али – синоним национального предательства.  Р. Г. Фахрутдинов, в своем учебнике истории определял Шах-Али «ненавистным казанским татарам уродом-политиком и уродом-человеком». Так что кто был у кого во служении, вопрос, как мы видим, вовсе не столь однозначный, как принято считать.134420006
Другая не менее известная фамилия – Балашовы. Александр Дмитриевич Балашов (вариант Балашев) – российский государственный деятель, генерал от инфантерии, Петр Николаевич Балашов – депутат III и IV-й государственной думы, известно несколько героев Советского Союза с такой фамилией, в Тамбовской области есть районный центр с названием Балашов. В общем, фамилия весьма распространенная. Помещение ее Халиковым в «тюркские», дается по ссылке на другого тюрколога: «Фамилия, по Н.А.Баскакову (1979, с. 110-111), от тюрко-татарского «бала» с ласкательным суффиксом». В тюркских языках есть 2 слова с корнем «бала» — «бала» (ребёнок) и «балас» (камень). Хорошо. Но почему так сложно? Разве в русском языке нет корней со словом «балаш»? И тут мы встречаем целую когорту персонажей с однокоренными именами и прозвищами. Семён Балаш — Новгородский крестьянин, 1498 год (Веселовский, 1974). Иван Балаш (ум. 1633), предводитель крестьянско-казацкого восстания в 30-х гг. 17 в. в России. По происхождению крестьянин Болдина монастыря. (Лит.: Поршнев Б. Ф., Социально-политическая обстановка в России во время Смоленской войны, "История СССР", 1957, № 5.) Как крестьянину передалось «татарско-дворянское» прозвище? В Венгрии довольно широко распространена фамилия Балаш или Балаж, венг. Balázs в частности Бела Балаш Balázs Béla; — венгерский писатель, поэт, драматург, сценарист, теоретик кино. Корень звучит и в названии озера Балатон. То есть вполне возможно, что он угорский, но причем тут «тюрки»? Есть и русские слова, и их участие в появлении фамилии Балашов куда менее фантастично. Жителям Москвы и Подмосковья хорошо известен топоним Балашиха (Блошиха, Блощиха, Блошино — разные варианты названия на старинных картах). «Балашиха» в ряде русских говоров — луговое угодье, луг (СЛОВАРЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРОВ. ВЫПУСК 27 СПБ «Наука" 1992.) Также «площина» — ровное место, луг, а «площинка» — площадка, место, очищенное от леса (там же). Существует еще русское диалектное слово «балах» — «растение Caltha palustris из семейства лютиковых». Балах имел важное значение в жизни наших древних предков, так как знахари широко употребляли его для лечения. Возможно, Балах, Балашиха — это прозвище травников-знахарей, использующих балах. Вот сколько вариантов словообразования существует в русском, и только 2 с большой натяжкой созвучных в «тюркских». Часто ли слово "ребенок" становится основой для прозвища?  В высшей степени сомнительно! А луг, луговое угодье поблизости от которого жила семья - вполне. Происходит такая путаница чаще всего потому, что «тюркологи» не дают себе труда действительно заняться этимологией слов, предпочитая "народную" этимологию, которая оперирует ненаучным понятием «созвучье». (похоже и ладно!)
Интересна трактовка происхождения фамилии Басмановы. Ну, уж тут-то! Конечно же «тюркское» басма, баскаки, бастурма…Вот оно доказательство зависимости Руси от «тюрков»! Басма – печать! Символ государственной власти! Нет никаких сомнений, что государственная власть принадлежала «тюркам». Да нет вовсе! Как нам повествует Словарь Брокгауза и Эфрона «Басма» - действительно слово татарское, и означает — оттиск, отпечаток, одного корня с глаголом basmak (вспомним знаменитый «башмак», который постоянно приводится как пример тюркских заимствований) — бить, чеканить. «Мнение, что басма есть изображение, рисунок, доказывается и тем, что древние наши изделия, когда на них были оттиснуты изображения или фигуры, назывались "басемными" или "басменными", а самое изображение на них иногда басмою, напр. "евангелисты (оклады еванг.) выбиваны басмою", киот у иконы Владимирской Б. Матери в XVII в. был "обложен серебром, оклад басменой". ("Басменные", по преимуществу, были оклады книг, икон и крестов и главным образом золотые и серебряные)».  Басманным (Басманом) назывался также хлеб, поставляемый к царскому двору, поскольку делался он методом выдавливания (печатный хлеб). Наряду с «басмой» употреблялся также и другой термин — "болван", который вряд ли не был даже употребительнее, по крайне мере в Москве, чем басма. Таким образом, можно говорить, что происхождение слова «басманный» носит не «государственнический», а ремесленный характер. Наряду с ямской, мясницкой, охотной и др. слободами существовала и «басманная» - то есть слобода печатников, чеканщиков. Первое упоминание в истории Басмановых (1543 г) – Данила Андреевич Плещеев. «прозванный Басманом» русский военачальник. Никакого отношения ни к каким «татарским вельможам» не имевший. В 1552 г. отличился при осаде Казани, обнаружив свою храбрость во время одного приступа на крепость вместе со знаменитым кн. Воротынским, и в этом же году был пожалован чином окольничего. Он-то положил начало роду Басмановых. Его сыновья Алексей и Федор Басмановы — участники и организаторы «опричнины». Оба казнены Иваном Грознымв июле 1571 г. Их потомки и стали теми Басмановыми о которых идет речь. Никаких других Басмановых, происходивших якобы из «Золотой Орды» история не знает.
«Тюркологи» относят к «татарским» и фамилию Батурины. Возводя ее к тюркскому «батур»/ «батыр» (богатырь). Но здесь снова имеет место прямой подлог, поскольку достоверно известно, что род Батуриных происходит от Батугерда, (крещеного Дмитрием) выехавшего «из немец из венгерской земли в 1492 г. к великому князю московскому Василию Ивановичу и пожалованного имением на Рязани». По-видимому, Батугерд происходят из известного трансильванско-венгерского рода Баториев. Иван Михайлович Батурин был воеводой при Иване Грозном в походах шведском 1549 г. и полоцком 1551 г., Григорий Петрович был воеводой в 1558 г. В XVII в. Батурины служили в стряпчих, стольниках и дворянах московских. (Борис и Венедикт Мироновичи, Иван и Григорий Степановичи были стольниками Петра I). В 1699 г. одиннадцать Батуриных владели различными населенными имениями. Поэтому когда на карте увидите очередное Батурино не спешите возводить его название к «татаро-монгольским» богатырям. Все имеет куда более простое объяснение.
Мичурины – фамилия, которая также считается «тюркской», однако и здесь имеется достаточно прозрачный и вполне русский способ происхождения. Фамилия восходит к прозвищу - "Мичура", что означало у древних русичей угрюмого и брюзгливого человека.(Саракаев М.О. Галичская шляхта. М. 2005, сс.45, 83.) Словарь Даля также приводит глагол «мичуриться» вят. хмуриться, морщиться, глядеть насупясь, исподлобья, сердито. Мичура·об. угрюмец, человек малословный, брюзгач. Что измичурился на меня?
Подобную несложную операцию можно проделать с большинством русских фамилий «татарского происхождения», представленных Халиковым, Баскаковым и иже с ними. Это довольно просто сделать, вооружившись элементарными знаниями по лингвистике и истории. Давайте учиться гордиться своей историей и своим происхождением и не позволять шарлатанам гадить в наш священный родовой родник, чтобы мы, спустя сотню лет могли так же с гордостью, как и наши предки, сказать: «Я-русский!»
Tags: монголо-татарское иго, тюркология, шарлатанство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments