m_sarbuchev (m_sarbuchev) wrote,
m_sarbuchev
m_sarbuchev

Categories:

Герой не нашего времени...


Посмотрел наконец-то «Викинга». Что могу сказать? Никогда на территории бывшего СССР на эту тематику не снимался фильм подобного уровня. Исторических ляпов – минимум, и то они больше не исторические, а скорее «мировоззренческие» что ли. Во-первых Владимир, если речь о Владимире, которому коммунисты последнего извода наваяли кумира возле библиотеки имени своего вождя, то он Рюрику не сын, а правнук, соответственно, Святослав Игоревич ему отец, и вроде как тот действительно погиб от рук печенегов (как в фильме) только вот никаких особых уникальных богов он не почитал и никакими реформами религиозного характера не известен. Так что воздвижение некоего «златоглавого» кумира «отцовой веры» несколько странно, ну да бог с ним. Куда ценнее академически точное и достоверное изображение быта и нравов древней Руси. История с охотой вроде как даже описана в летописях, на самом же деле все было куда сложнее. К Полоцку Олег, кстати, не имеет никакого отношения. Усобица носила чисто политический характер. Внуки Рюрика влезли в европейскую кашу по самые уши. Так, Ярополк выступал на стороне Оттона II, а его братья, соответственно, Владимир и Олег на стороне чешского короля и Владимир был даже женат на «чехине». Так что Рогнеда Рогводловна не первая и не единственная на тот момент жена Владимира. Александра Бортич в этой роли – просто гениальна, реальный номинант на Оскара. Вот ни секунды не сомневаюсь, что правнук такой женщины (а это не кто-нибудь, а Всеслав Брячеславич) мог родиться «от волхвования». Искусством приворота дама владеет виртуозно. Кстати, в фильме как-то смазан момент с наследником, чуть ли Владимир не ссылает ее обратно в Полоцк, узнав, что Рогнеда беременна. На самом деле у этой пары было 4 сына и 2 дочери. (Один из них Ярослав Мудрый). Ну, в конце концов, это же не документальное кино. И хотя, судьба женщины в раннем средневековье весьма печальна (да и сейчас не особо весела) сыграна Личность.
Конечно, ни в какие ворота не лезут печенеги-монголоиды. Это – совершенный берд, похлеще скифов «с раскосыми и жадными очами». Да, печенеги, как и половцы были кочевниками и «степняками», но из этого никак не следует, что они были монголами или «тюрками». Кочевник – это образ жизни, а не этническая принадлежность. Позже и те и другие были полностью ассимилированы предками современных украинцев и никаких ни генетических, ни фенотипических следов своего монгольского происхождения не оставили. Но тут, понимаете ли «мировоззрение». Азиопство, блин, которое сейчас объявлено в России чуть ли не официальной религией. Второй серьезный ляп – стены града Киева. В фильме Киев изображен скорее времен Аскольда, чем Владимира. Кстати, уже во времена Аскольда там было минимум 2 христианских храма (упомянуто в ПВЛ) и ничего, как-то обходилось без эксцессов. Так вот, стены a`la частокол – это совершенный абсурд. Городская стена того времени – сруб в виде колодца, внутрь которого забита земля вынутая из окружающего рва. Это так называемое древо-земляное укрепление и оно более, чем серьезно. Ну и, конечно же феерический ляп завершающая сцена щенячьего восторга киевлян по поводу их крещения. Это, понятно, что почерпнуто из ПВЛ, но почему тогда убрали «немцев из Риму»? Что действительно неожиданно и ценно, так это попытка внятного и непредвзятого анализа языческого взгляда на мир. И тут мы находим множество объяснений тому, что казалось до этого нелогичным.
Владимир принимает крещение и крестит свою чадь (дружину) и придворных из чисто политических соображений. Ему нужен мощный союзник – Византия. И он его получает. Что же до духовного аспекта, то язычник Владимир (Данила Козловский) просто не в состоянии понять что такое «божья благодать» он воспринимает это как «суперсилу», которой могущественный Бог наделяет тех, кто ему поклоняется. Он убежден, что Ирина (Светлана Ходченкова) читает заклинания из книжки, которую всюду таскает с собой, а это Евангелие, судя по всему на греческом, чтобы сделать из мертвого мужа что-то типа зомби. Он не понимает что значит «воскреснуть». Как это? Вернуться из Вальхаллы? Зачем?
И этим пронизан весь фильм. Да этим пронизана вся история средневековой Руси. Еще взбунтуется недокрещенный Киев, перережет митрополитов и призовет рогнединого правнука, еще устроят бойню «восставшие» волхвы во Владимире и будет это спустя многие десятилетия после сусальных мечтаний князя-неофита. Такое вот кино…
Из женских разговоров подслушанных после фильма. «Ну что на хрень! Где герой? Опять одни сопли! Хотя бы один цельный персонаж за весь фильм!» М-да. По ходу кровь викингов пробудилась и требует… чего требует пока не понятно. Но раз есть запрос на героя, то рано или поздно на него обязательно появится ответ.  
Tags: Викинг, Русь, Рюрик
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments